Сколько платят бухгалтерам
ТОП заблуждений руководителей о работе бухгалтера, как оценить объем работы и ситуация на рынке труда

Распространенные заблуждения

ТОП заблуждений руководителей о работе бухгалтера
Наиболее распространенное заблуждение из всех — оно настолько проникло в умы что даже сами бухгалтеры (особенно неопытные) тоже так думают.

Когда мы принимаем на должность человека, он проходит испытательный срок, в течение которого вся работа проверяется старшими коллегами. Если новый специалист допускает ошибку и оправдывается тем, что так «посчитала программа», это повод для увольнения — подобный подход к обязанностям в бухгалтерии недопустим.

Несомненно, специализированные программы облегчают нам работу, без них в современном мире невозможно прожить. Сегодня автоматизация достигла огромных масштабов. Поэтому бухгалтерам необходимо постоянно следить за новыми технологиями, учиться их использовать и внедрять в свою деятельность. Но любое ПО — это лишь инструмент, как молоток или рубанок для столяра. Результат труда все равно зависит от мастерства и квалификации специалиста.

К сожалению, до сих пор так думают многие предприниматели. На самом деле квалифицированный специалист обязан знать возможные законные пути оптимизации налогообложения. Он проконсультирует руководителя компании, перечислит все плюсы и минусы, предупредит о возможных рисках, если они есть. Руководитель и собственник бизнеса должны самостоятельно принимать решение, каким вариантом из предложенных воспользоваться, возлагать такую ответственность на бухгалтера не справедливо и опасно, руководитель и владельцы должны осознавать и принимать все риски своего бизнеса.

По мнению многих руководителей бухгалтер может совмещать много функций: оформлять продажи и покупки, пробивать кассовые чеки, вести кадры и товарный учет на складе, планировать финансы, проводить платежи в банке и брать на себя другие операции, потребность в которых возникает по мере развития бизнеса.

Такие истории встречаются очень часто, и многие бухгалтеры все равно соглашаются на работу по разным причинам. Из-за подобной организации труда специалист не сможет качественно выполнять свои непосредственные обязанности, для этого нужна узкая специализация и полное погружение в детали учета.

Кроме того, бухгалтер сам себя контролирует, а значит, появляется риск злоупотреблений, ведь никто не проверяет наличие ошибок и неточностей в расчетах. Также появляется вопрос, что делать с документами, если сотрудник уйдет в отпуск или заболеет.

Как же поступать руководителям малых и микроорганизаций? Не нанимать же армию специалистов в штат на несколько операций в месяц. Наиболее рациональным решением будет аутсорсинг бухгалтерских услуг. В консалтинговых компаниях, как правило, есть целый штат узкопрофильных специалистов, а платить вы будете только за нужный конкретно вам объем работ.
  • 1
    Программа все делает сама, бухгалтер только нажимает кнопки и собирает бумажки
  • 2
    Хороший бухгалтер сделает так, чтобы мы не платили налоги
  • 3
    У меня маленькая компания, бухгалтер легко сможет делать всю работу сам

Обязанности бухгалтера

Как оценить объем работы бухгалтера
Большинство руководителей не может объективно оценить объем работы бухгалтерии – в нашей практике не было ни одного, который справился бы с этой задачей. Одни директора убеждены, что финансовые специалисты ничего не делают, а только жалуются на обилие обязанностей и набивают себе цену, а задерживаются на работе и приходят на выходных в отчетный период лишь потому, что им нравится сидеть в красивом офисе.

Другая крайность – начальник не вникает в работу финансовой службы и полностью доверяет главному бухгалтеру. В результате количество обязанностей преувеличивается, и штат финансистов разрастается без необходимости.

Если вы хотите знать, сколько реально стоит ваша бухгалтерия, вам нужно провести экспертизу трудозатрат и эффективности бухгалтерской службы. Для анализа советуем обратиться к специалистам, консалтинговые фирмы делают такой вид аудита. По результатам вы получите ясную картину по каждому сотруднику отдела и рекомендации, как организовать работу и повысить эффективности этого подразделения.

Если у вас маленькая компания с одним или двумя бухгалтерами в штате, но вы тоже хотите понять, какие обязанности они выполняют, можете провести упрошенную экспертизу самостоятельно. Предлагаем пошаговую инструкцию для определения объема работ любого отдела:
  • Подготовьте и раздайте сотрудникам таблички для заполнения. Анкеты должны содержать следующие графы: Задача/потраченное на ее выполнение время (время начала и время окончания). Сотрудники должны фиксировать все, что делают (даже перерывы на чай и кофе). Вносить данные нужно как минимум в течение 2 недель, а лучше месяца. В бухгалтерии объем работы неравномерный, в конце квартала ее гораздо больше, поэтому лучше сделать аудит два раза – в отчетный и в не отчетный период.
  • Полученные записи сгруппируйте по видам выполняемых задач, посчитайте суммарное время, потраченное на каждую из них. Разбейте получившиеся группы по уровню требуемой квалификации для выполнения (высокая/низкая).
  • Сделайте корректировки: добавьте работы, которые вы хотите поручить людям дополнительно, уберите повторяющиеся у исполнителей функции, подумайте, что можно автоматизировать.
  • Полученный результат – это список обязанностей с распределением по квалификации сотрудников и ставкам. Проделав такую аналитическую работу, вы поймете, какие сотрудники нужны вам в компании, а какие задачи можно вывести за штат, например, отдать на аутсорсинг.
Если вы обратитесь в консалтинговую компанию, вам сделают коммерческое предложение на бухучет. В этом случае будет ошибкой сравнивать его с окладом бухгалтера, есть много нюансов, которые лучше обсудить на переговорах с аутсорсерами. Только после этого вы сможете принять верное решение о дальнейшей судьбе вашей бухгалтерии.

При оценке стоимости своей бухгалтерии важно учитывать не только физические показатели трудозатрат – время на выполнение задач, сложность и т. п., но и степень ответственности, которая возложена на главного бухгалтера.

В бухгалтерских компаниях, ведущих отчетность удаленно, ответственность, как правило, застрахована. Это значит, что по договору организация отвечает за свои ошибки и полностью возмещает убытки, возникшие по вине сотрудника аутсорсинговой копании.

Сколько платить

Ситуация на рынке труда: сколько платят бухгалтерам
Приведем в качестве примера вакансию, опубликованную в декабре 2020 года:

«Главный бухгалтер в единственном лице. г. Москва З П — 45 000 руб.

Обязанности: Ведение бухгалтерского и налогового учета в полном объеме УСН (доходы-расходы) ООО (1 шт.) и ИП 6% (1 шт.); Организация и контроль бухгалтерского и налогового учета, подготовка и сдача отчетности; Контроль корректного и своевременного поступления первичных документов в соответствии с условиями договоров. Взаимодействие с покупателями и поставщиками; Учет расчетов с сотрудниками; Клиент-Банк; Финансовый контроль проектов; Взаимодействие с ИФНС, ПФР, ФСС; Кадровое делопроизводство (5−10 чел.); Разработка ЛНА в области бухгалтерского учета, документооборота. Полный рабочий день, 5 дней, в офисе компании…"

В настоящее время таких вакансий на сайтах-агрегаторах и в агентствах по подбору персонала большинство, есть незначительные вариации по размеру зарплаты и условиям труда. Это объявление от московской организации, в других регионах предлагается оклад в 1,5−2 раза меньше за те же обязанности.

Какой же специалист может взять на себя такую работу? Вот несколько пунктов из обязательного перечня умений и навыков, без которых данный функционал невыполним:
  • высшее профильное образование;
  • стаж работы в должности главного бухгалтера или заместителя – от 3 лет;
  • общий стаж в бухгалтерии – от 5 лет;
  • отличное знание законодательства, уверенное владение всеми бухгалтерскими и офисными программами.
Почему складывается такая ситуация: при большом объеме маленькая зарплата и высокие требования к специалисту. Проблема вытекает из стереотипов, сложившихся вокруг профессии, и неспособности начальства правильно определить объем работы бухгалтера. То есть из тех факторов, о которых мы говорили выше. Представим, как на происходящее смотрит начальство и исполнители:
  • Точка зрения работодателя. За что там платить? У меня в месяц 10 отгрузок – и то не всегда. Программа бухгалтерская есть, просто кнопку нажать – она все сама сделает, тут большого ума не нужно. Бухгалтер просто должен собирать документы и отправлять отчеты, это механический труд, он не должен стоить дорого.
  • Точка зрения бухгалтера. Чтобы получить такую работу, мне нужно сначала поработать 5 лет обычным бухгалтером, получить высшее образование, потом поработать еще минимум 3 года в должности зама или главного бухгалтера, набраться опыта в руководстве и организации учетного процесса. Требуется постоянно повышать квалификацию (курсы, правовые базы и изучение других платных ресурсов), только после этого я смогу претендовать на должность главного бухгалтера в единственном лице и зарабатывать 45 000 в месяц. При этом ответственность на главном бухгалтере сейчас такая же, как на генеральном директоре, в том числе в случае банкротства фирмы.
После таких размышлений вряд ли кто-то захочет вообще идти в профессию — зачем? Лучше выбрать другую специальность, потратить меньше времени на обучение, избавиться от ответственности за финансовые дела фирмы перед законом. Многие так и поступают.

Каждый год мы наблюдаем обесценивание профессии бухгалтера на рынке труда и одновременно с этим снижение качества профессиональной подготовки. Работодатели неадекватно оценивают трудозатраты специалиста, приравнивают его к офис-менеджеру или другому вспомогательному персоналу. Молодые люди не хотят выбирать такую должность, долго учиться, набираться опыта, ведь это того не стоит. Мы в своей компании решаем проблему нехватки качественных кадров так — отбираем наиболее способных и доучиваем профессии сами. У нас есть возможности и опытные наставники.
Совет работодателям

При размещении вакансии «Главный бухгалтер», определитесь, какой сотрудник вам все-таки нужен. Высококвалифицированный специалист, способный самостоятельно принимать решения, консультировать начальство по всем вопросам законодательства, нести полную ответственность за результаты своей работы, или простой операционист для выполнения несложных задач. Если нужен и тот, и другой, придется нанять несколько человек – совмещать все обязанности в одной должности нельзя.

Труд профессионального главного бухгалтера должен достойно оплачиваться, использовать такого специалиста для низкоквалифицированных работ – неразумно и дорого, все равно что забивать гвозди ноутбуком. Хорошее решение при ограниченном бюджете на финансовую службу – нанять сотрудника на «первичку» в штат, а функции главного бухгалтера передать на аутсорсинг. Так вы распределите работы, уложитесь в желаемую сумму, разграничите ответственность за разные обязанности.
Не забудьте обратиться к нам
Оставьте заявку, свяжемся с вами, чтобы обсудить детали сотрудничества
Блог
Больше полезных материалов