Обязанности главного бухгалтера
Узнайте, как грамотно распределить работы между сотрудниками

Введение

Из этой статьи вы узнаете:
  • про обязанности главного бухгалтера;
  • об ответственности, которую несет сотрудник;
  • как специалисту не стать «без вины виноватым»;
  • как лучше распределить обязанности в бухгалтерии.
Точно знать обязанности и материальную ответственность главного бухгалтера необходимо для того, чтобы правильно организовать работу по ведению учета — данная задача стоит перед каждым владельцем бизнеса. Причем независимо от размера и формы собственности — таковы требования действующего российского законодательства.

Обязанности главного бухгалтера

Должностные обязанности главного бухгалтера кратко: за что отвечает сотрудник
Список обязанностей главного бухгалтера на предприятии регулируется документом — смотрите «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37) (ред. от 27.03.2018).
На должность главного бухгалтера возлагаются следующие функции:
  • организация работ по ведению бухгалтерского учета организации;
  • контроль за соблюдением порядка оформления первичных учетных документов;
  • обеспечение сохранности бухгалтерских документов.
Это единственные и основные функции главбуха. Для их обеспечения существует достаточно большой список должностных обязанностей.
Вот краткий перечень самых важных обязанностей такого специалиста:
  • организация работы по постановке и ведению бухгалтерского учета предприятия;
  • руководство работами по обеспечению порядка проведения инвентаризации и оценки имущества и обязательств, документальному подтверждению их наличия, по организации системы внутреннего контроля за правильностью оформления хозяйственных операций, соблюдением порядка документооборота;
  • контроль своевременного перечисления налогов и сборов, платежей в кредитные организации, средств на финансирование капитальных вложений;
  • контроль за расходованием фонда оплаты труда, организацией и правильностью расчетов, передача в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы;
  • обеспечение подготовки бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы;
  • оказание методической помощи руководителям и другим работникам предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и анализа хозяйственной деятельности;
  • руководство сотрудниками бухгалтерии, организация работы по повышению их квалификации.
На практике в маленьких компаниях очень часто главный бухгалтер совмещает несколько должностей: главный бухгалтер, бухгалтер-операционист (на первичке), кассир, кадровик и юрист. Все эти дополнительные обязанности по квалификации ниже, чем квалификация главного бухгалтера, поэтому он теоретически, да и практически может с ними справиться. Но важно понимать, что это не его прямые обязанности.
Такое совмещение профессий крайне нежелательно по следующим причинам:
  • 1
    Пересекаются уровни ответственности – из-за чего просто некому контролировать исполнителя, который делает все в единственном лице. Таким образом вероятность ошибки или даже злоупотребления положением возрастает многократно.
  • 2
    Во время выполнения сложной работы бухгалтеру придется все время отвлекаться на другие оперативные задачи. Например, представьте ситуацию: в отчетный период специалист сосредоточен на составлении отчетности, ему нужна максимальная концентрация, а тут срочно требуется оформить отгрузку или др. хозяйственную операцию. И опять возрастает вероятность ошибок.
  • 3
    Если бухгалтер заболеет, уйдет в отпуск или уволится, у организации сразу появится множество сложностей. А если случится конфликт с этим человеком, то проблем точно не избежать, ведь на нем сосредоточена вся операционная и финансовая работа.

Ответственность и риски

Ответственность главного бухгалтера на предприятии: основные риски
В настоящее время ответственность бухгалтера практически сравнялась с генеральным директором – и это несмотря на то, что специалист находится в прямом подчинении у него, а также зачастую вынужден выполнять распоряжения свыше, даже если понимает их противозаконность. Суды в данном вопросе единодушны – знал, что нельзя, но сделал, значит договорились. Тут уже преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору.
Административная ответственность:
  • за грубое нарушение требований к бухучету и отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ);
  • за непредоставление в срок бухгалтерской или налоговой отчетности, других документов в ИФНС, ПФР и ФСС (ч. 5 ст. 14.5, ст. 15.5, ч. 1 ст. 15.6, ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ);.
  • за нарушение кассовой дисциплины (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ).
Полная материальная ответственность предусмотрена за ситуации, перечисленные в трудовом договоре с главбухом (п. 10 Постановления Пленума В С от 16.11.2006 N 52).

Уголовная ответственность грозит за неуплату налогов (сборов) в крупном и особо крупном размере (ч. 1 ст. 199 УК РФ; п. б ч. 2 ст. 199 УК РФ) предусмотрены штрафы от 200 000 рублей либо срок лишения свободы от 2 до 6 лет.

Субсидиарная ответственность налагается в соответствии с подп. 2 п. 2, подп. 2 п. 4 ст. 61.11 Закона о банкротстве — если будет доказано что нарушения, допущенные специалистом в учете и отчетности, привели к невозможности расплатиться с конкурсными кредиторами.

К субсидиарной ответственности вполне могут привлечь главбуха за налоговые долги организации не только во время банкротства, но и просто после проведения налоговой проверки, если были выявлены ошибки, которые привели к неуплате налогов. Подобная судебная практика уже существует — на сегодняшний день множество специалистов лишилось своего имущества за собственные и чужие ошибки либо преднамеренные действия.

Полезные советы

Как бухгалтеру не стать «без вины виноватым»: советы для специалистов и владельцев бизнеса
К сожалению, главные бухгалтера, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, сами недооценивают степень ответственности, возлагаемой на эту должность. Зачастую, под страхом увольнения, соглашаются на проведение сомнительных сделок, а иногда и сами предлагают руководителю подобное с целью экономии на налогах.

Руководители в свою очередь, если и знают, то предпочитают умалчивать об ответственности бухгалтера при приеме на работу, а когда нужно отвечать перед законом, зачастую перекладывают всю ответственность на сотрудника.

Очень часто мы слышим такое мнение о работе специалиста: если бухгалтер «волшебным» способом уменьшил суммы налогов, то он молодец, а если нет, то это плохой сотрудник, нужно срочно его поменять.
Чтобы не подвергать себя рискам ответственности, главному бухгалтеру нужно соблюдать следующие правила:
  • договориться с руководством, что все важные распоряжения и задания по работе будут передаваться в письменном виде, а рабочие вопросы обсуждаться или дублироваться по внутренней почте;
  • требовать письменное распоряжение у руководителя (решение учредителей) при проведении крупных сделок. Если сделка кажется сомнительной, то кроме письменного распоряжения дополнительно следует сохранять всю переписку с руководством по этому вопросу;
  • фиксировать ответственность за выбор с каким контрагентом работать – для этого стоит подготовить и утвердить в организации положение о должной осмотрительности;
  • составлять акты при приеме и передаче дел, где подробно указывать все детали (чем более развернуто, тем лучше).

Распределение обязанностей

Как правильно распределить обязанности в бухгалтерии: пошаговая инструкция
Для большей эффективности финансовой службы, а главное для безопасности бизнеса, руководителю нужно грамотно распределить работы.
Вот каким образом можно сделать это:
  • Сначала составить список работ – как правило это самый сложный этап, поскольку руководитель всегда видит обязанности подчиненных в укрупненном масштабе, из-за чего часто не подозревает чем они на самом деле занимаются.

    Для того, чтобы список работ был полным, необходимо попросить всех сотрудников подготовить его самостоятельно – пускай каждый напишет по пунктам чем именно он занимается в течение дня, а также сколько времени на это тратит. Желательно фиксировать информацию минимум на протяжении недели.

    Затем обобщить и проанализировать результаты, добавить неохваченные опросом работы, убрать неактуальные или дублирующие функции. Подумать, что можно автоматизировать.
  • Сгруппировать полученный список работ по профессиям, требованиям к оперативности выполнения и необходимой квалификации (высокая/низкая).

    В результате должен получится четкий перечень должностных обязанностей, останется его распределить.

    Если суммарно все работы укладываются в нормальный рабочий день или даже меньший срок, то нет смысла нанимать в штат высококвалифицированного главного бухгалтера – дешевле и правильнее будет взять сотрудника на первичку, а функции главбуха передать на аутсорсинг.

    Можно рассмотреть варианты аутсорсинга, предав сторонней компании разные участки учета – здесь все зависит от ваших потребностей. Запросите предложения от фирм, оцените их – сравните все плюсы и минусы. А уже после принимайте решение.
Не забудьте обратиться к нам
Оставьте заявку, свяжемся с вами, чтобы обсудить детали сотрудничества
Блог
Больше полезных материалов